Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников

Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников

 

            Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.  

            Как же у нас в 1 классе проходила адаптация - приспособление ребёнка к школе, к новым условиям существования, к новым видам деятельности, к новым нагрузкам.

Успешность адаптации первоклассников к школе во многом зависит, конечно, от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы.  Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни.  Но зачастую малыш быстро понимает, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда она приносит радость. И тут желание  ребёнка гаснет, а иногда  и пропадает совсем. Поэтому главная моя  задача, как учителя,  не дать погаснуть этому желанию, желанию учиться.

             Уже с  1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Приспособление к новым условиям - огромное испытание для физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей ребенка. Я старалась сделать этот адаптационный период, как можно более незаметным, менее дискомфортным. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым. Поэтому на этом этапе постаралась познакомить детей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового  сообщества – учениками 1  класса. Всю первую неделю мы знакомились друг с другом и со школой. Учили имена и отчества учителей, директора школы. Знакомила детей  с профессиями работников школы, учила правильно  себя вести в столовой, на перемене, в классе. Был проведен классный час на тему «Познакомьтесь - это Я», на  которых сначала Я рассказала о себе, затем каждый из ребят рассказывал о себе, о своей семье. Ребята приносили любимые игрушки, любимые книги, рассказывали о них.

           Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно использую игровые приёмы обучения. Провожу уроки - сказки, уроки - путешествия. На уроке математики для закрепления состава числа предлагаю задание «Заселить домики». При изучении тем: «Сравнение предметов», «Порядковый счёт», «Пространственные представления» в виде счётного материала используем счетный материал, изготовленный руками детей на уроках технологии.

             В целях снятия напряжения провожу физминутки на уроке, затем ребята их учат  и сами проводят. Очень нравятся детям анимационные физминутки. Каждый день у нас начинается  с веселой зарядки.

             Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно- познавательной деятельности постоянно хвалю, одобряю, поддерживаю ребят. В первом классе оценки не выставляются. Вместо оценок в прописях и тетрадках пишу «Молодец!», «Хорошо!», наклеиваю наклейки в виде сердечек, звёздочек, солнышек.

             Самым непростым делом для первоклассников оказалось спорить, не  ссорясь и не обижаясь друг на друга. Бывает, что  никто не хочет уступить друг другу, ругаются, плачут, обижаются, поэтому  я веду планомерную работу по воспитанию своих ребят. Учим законы дружной жизни. Родителями были закуплены настольные игры,  лото, сами ребята приносят свои игрушки. На перемене и после уроков ребята учатся играть дружно.

              В конце первой четверти, как итог адаптационного периода провели традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Для этого праздника были подготовлены  стихи, песни, игры. В гости к учащимся  пришли сказочные герои Незнайка и Кнопочка, которые проводили их в сказочное  путешествие по стране Знаний. На пути у ребят встретилось много испытаний, которые они с успехом преодолевали: разгадывали загадки, решали задачи, узнавали сказочных героев и многое другое. Даже Двойка не могла им помешать. Потом все дружно и торжественно дали клятву Первоклассника. Родители тоже поклялись всегда и во всем помогать своим детям.

            Все обучающиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность в соответствии с интересами детей.

 

И в I, и во II четверти провела дни открытых дверей для родителей. Родители присутствовали на уроках родного языка, математики, русского языка. Увидели, как их дети работают на уроке. За время учебы ребята научились договариваться между собой, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, как это делают «настоящие школьники».

            Семьи благополучные и дети имеют все необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни.

Таким образом, процесс адаптации детей идет успешно. Класс работоспособный, дружный, организованный. Обучающиеся общительны, легко идут на контакт с учителем, умеют помогать друг другу, проявляют доброжелательность, владеют навыками самообслуживания.