Режим дня первоклассника

Значение режима дня для детей младшего школьного возраста.

 

     В жизни каждого ребенка наступает момент поступления в школу. Первоклассник сталкивается с большим количеством трудностей в начале обучения. Беспечный дошкольник становится ребенком, который должен подчиняться правилам школьной жизни.  В адаптационный период  у детей наблюдаются ухудшение здоровья, трудности в обучении и т.п.  Это непосредственно связано  с нарушением режима.  В жизни младшего школьника режим дня очень важен и необходим. В первую очередь соблюдение режима   предохраняет нервную систему от переутомления, что способствует повышению работоспособности и  повышению  сопротивляемости организма  к различным заболеваниям, создает благоприятные условия для психического и физического развития. Нельзя забывать о том, что соблюдение распорядка дня дисциплинирует.  Режим дня – порядок чередования различных видов деятельности, отдыха в течение суток. Основными компонентами режима являются  сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность в школе и дома, отдых,  прием пищи, личная гигиена.  Не делайте исключение в каникулы и выходные дни. Только постоянное и систематическое соблюдение режима даёт результаты.

                                      

 

На что обратить внимание при  составлении распорядка  дня первоклассника.

 

     Подъем  ребенку нужно организовать не менее чем за час - полтора  до начала занятий.  Следовательно, утреннее пробуждение  школьника,   у которого уроки начинаются в 8.30, должно быть в 7.00  (естественно, должна учитываться отдаленность дома от школы).

      До завтрака он должен сам застелить постель, сделать гимнастику, умыться, причесаться. Эти приемы можно отработать задолго до поступления в школу.

       Утренняя гимнастика - обязательная часть  режима ребенка, помогает включиться в общий ритм школьных занятий. Значение утренней гимнастики многообразно: она  растормаживает нервную систему после сна, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.  Зарядка помогает преодолеть сонливость,    способствует положительным эмоциям,  помогает ребенку быстрее включиться в школьный процесс.

      Хорошая прогулка без спешки по дороге в школу взбодрит маленького ученика. Для этого будет лучше утром выходить немного раньше.

     После школы ребенку необходим   отдых. Пусть это время он проведет на свежем воздухе, после сытого обеда. Для первоклассника,   который быстро утомляется в школе, требуется час  послеобеденного сна, а затем прогулка. Общее время   для подвижных игр и пребывания   ребенка на свежем воздухе  должно быть  не менее  3,5 часов в день ( в том числе дорога от дома до школы и назад). Игры на свежем воздухе усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

 

     Принято официальное решение не задавать  домашнего задания в первом классе, т.к. первоклассник очень устает, что сказывается на его здоровье. В первом классе необходимо развить психологические функции (внимание, память, мышление, воображения, умение обобщать и анализировать и т.п.), а также мелкую моторику руки.  Этому способствуют развивающие  игры и занятия,  такие как лепка, вырезание, рисование, аппликация, решение головоломок, прохождение лабиринтов,  работа с конструктором, постройки из кубиков, мозаика, составление картинок из пазлов и т.п. Лучшее время для  интеллектуальной деятельности у ребенка - с 16.00 до 18.00. Ученые установили, что в  14.00-15.00 работоспособность мозгов снижается, и снова повышается  к 16.00.   Оставшееся  время можно посвятить занятиям в кружках, секциях  при условии, что это не повлияет негативно на физическое и умственное самочувствие ребенка и не будет превышать 2-3 раз в неделю. Учитывайте также желание самого ребенка.

             Привлекайте  детей к домашним хлопотам таких, как  мытьё  посуды, покупка  хлеба,  выгул домашних животных и т.д.

            Необходимо ограничивать время,   проведенное за компьютером и телевизором. Рекомендуемая норма  просмотра телевизора для семилетнего ребенка  не более одного часа в день, за компьютером- не более 30 мин.

            Последний прием пищи должен быть  не позднее 19.00. В рацион питания школьника обязательно нужно включать продукты богатые белком, кальцием, цинком, углеводами.  В меню 6-7 летнего ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисломолочные продукты, мясо, рыба, яйца, крупы, фрукты, овощи.

            Вечером, после ужина,  до сна, пусть ребенок проведет время по своему желанию, главное,  исключить шумные и подвижные игры.

            Спать ложиться не позднее 21.00, предварительно  подготовив постель для сна, умыться, почистить зубы, снять домашнюю одежду.  Полноценный ночной сон способствует лучшему усвоению информации на уроках.  Сон школьника должен быть не менее 10 часов.

 Приучайте первоклассника  собирать портфель с вечера. Первое время помогайте ему в сборе к   школьным  занятиям, но не делайте это сами, без участия самого ребенка. Постепенно   процесс  приготовления   к школе должен стать самостоятельным  для  маленького ученика.

           

 

     Составляем оптимальный режим для первоклассника

     

 

Подъём

7.00

Утренняя зарядка, туалет, водные процедуры, уборка постели

7.00 – 7.20

Завтрак

7.20 – 7.40

Сборы в школу, дорога в школу, подготовка к уроку

7.50 – 8.20

Занятия в школе

8.30 – 13.15

Горячий завтрак в школе

10.00 – 10.15

Дорога из школы

13.15 – 13.45

Обед

14.00 – 14.30

Послеобеденный сон или отдых

14.30 – 15.30

Прогулка, игры на воздухе, помощь семье

15.30 – 16.00

Полдник

16.00 – 16.15

Развивающие игровые занятия

16.15 – 17.15

Прогулка, общественно полезный труд

17.15 – 19.00

Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры

19.00 – 20.30

Приготовление ко сну

20.30 – 21.00

Сон

21.00 – 7.00